Двустенные трубы – инновации в действии



Дорожное строительство редко обходится без кабельной канализации. Вдоль новых дорог тянутся кабельные трассы к новым потребителям, а при реконструкции или расширении полотна происходит обновление уже существующих. Нередко нужно проложить трассу поперёк дороги. Во всех этих аспектах дорожного строительства, всё чаще вместо классических асбестоцементных труб (АЦТ), применяются инновационные пластиковые двустенные трубы.

Ещё 10 лет назад, в России мало кто знал о том, что вместо устаревших и неудобных асбестоцемент­ных труб, возможно использовать легкие пластиковые аналоги. Так получилось, что технология, повсеместно использующаяся за рубежом уже более 20 лет, с замет­ным опозданием пришла на отечественный рынок стро­ительства. Компания ДКС, лидер по числу инноваций, внедрённых в электротехнической сфере, первой оцени­ла потенциал нового продукта. В результате, несколько лет назад на базе собственной производственной базы в Твери, были открыты первые линии по производству двустенной пластиковой гофрированной трубы для ка­бельной канализации. Так чем же покорил монтажни­ков и эксплуатантов новый пластиковый кабелепровод.
Но, прежде чем говорить о преимуществах, нужно поз­накомиться с конструкцией гофрированных двустенных труб. Инновационная труба состоит из двух частей: вне­шней и внутренней. Фактически, это две трубы, впаянные одна в другую, вдоль внутренней стенки. Внешняя часть производится из ПНД (полиэтилен низкого давления), а внутренняя, из ПВД (полиэтилен высокого давления). Из-за такой конструкции трубы называют двустенными. Наружная, гофрированная, часть трубы обеспечивает про­чность и кольцевую жёсткость, а внутренняя – гибкость и ровную стенку для лёгкой протяжки кабеля.
Двустенные гофрированные трубы выпускаются двух типов: гибкие и жесткие. Гибкие трубы изготавливаются в диаметрах от 50 до 200, и поставляются в бухтах от 35 до 100 м. Жесткие трубы, обладая максимально возможной прочностью, не изгибаются (отсюда название «жесткие») и производятся в диаметрах от 110 до 200 мм. Для сравнения, испытания по ISO 9969:1994 показали, что кольцевая жес­ткость популярного размера трубы 110мм в гибком испол­нении – 8 кПа, а в жёстком – 12 кПа.
Теперь вернемся к преимуществам двустенных пласти­ковых труб. В отличие от асбестоцементных, полиэтилено­вые трубы не хрупкие. При строительстве дорог материалы порой приходится возить довольно далеко, и естественно, что транспортировать пластиковые трубы проще. Не нуж­но использовать специальный транспорт, а такелажные ра­боты и монтаж по силам одному человеку. Например, при длине отрезка АЦТ 4 метра, вес отрезка составляет порядка 25 кг, тогда как таким же весом обладает вся бухта пласти­ковой трубы длиной 100 метров. Их укладка в траншеи не требует применения спецтехники, и осуществляется прос­тым раскатыванием бухты.
Длина бухты до 100 м, позволяет прокладывать длинные участки без промежуточных соединений или сократить их количество до минимума. Естественно, что это сокращает сроки проведения работы, герметичность трассы увеличи­вается, и повышается общая надёжность системы.
При прокладке кабельной трассы, лишь в редких ис­ключениях обходятся без поворотов. Если использовать асбестоцементные трубы, то на каждом изгибе ставится колодец. При использовании гибких труб этого не тре­буется, нужно лишь соблюсти соответствующий радиус поворота. Плавная линия трассы в большинстве случаев позволяет сделать ее короче.
При монтаже АЦТ герметичная стыковка отрезков яв­ляется нетривиальным делом, требующим более одного человека. Пластмассовые гофрированные трубы соеди­няются с помощью специальных герметичных муфт и быстро монтируются одним человеком. Работы с АЦТ производится непосредственно в траншее, поэтому ее приходится делать довольно широкой. Монтаж пласти­ковой гофрированной двустенной трубы производится вне траншеи, поэтому ее можно сделать более узкой, значительно снижая объем землеройных работ.
Замораживание и оттаивание грунта, его подвижность, в том числе в связи с воздействием тяжёлого автотранспорта, приводят к тому, что асбестоцемент трескается и ломает­ся, в результате чего нарушается герметичность кабельной канализации, и повреждается сам кабель. Полиэтиленовые гофрированные трубы лучше противостоят подобным на­грузкам. В критических случаях они не трескаются, а лишь незначительно деформируются. При исчезновении вне­шних воздействий, геометрия трубы восстанавливается в первоначальное положение. Двустенные гофрированные трубы обладают высокой химической стойкостью к агрес­сивным средам, например противогололедным реагентам. Полимер не коррозирует и не гниёт. Температурные диа­пазон применения: от – 40оС до +60оС. Срок службы двус­тенной гофрированной трубы составляет не менее 50 лет, что в несколько раз больше чем у АЦТ.
Система двустенных пластиковых гофрированных труб от компании ДКС, содержит широкий набор аксессуаров. Переходники и ответвители, колодцы и соединительные муфты, тройники и заглушки, и многое другое, обеспечат построение кабельных трасс любой сложности. При мно­гоканальной прокладке, каждые 2 метра используются специальные кластеры. Для облегчения закладки кабеля выпускаются нейлоновые протяжки.
Конечно, у опытного читателя возникает вопрос о сто­имости. Погонный метр пластиковой трубы примерно на 30% дороже, чем аналог из асбестоцемента. Но, было бы неправильно исходить только из стоимости материала, куда как важнее вся стоимость проекта. И вот тут, про­являются все преимущества двустенных гофрированных труб. Экономия на сроках прокладки, людских ресурсах, логистике и аренде спецтехники, даёт довольно ощути­мые результаты. В итоге, проект, построенный на инно­вационных пластиковых трубах, обходится значительно дешевле. Учитывая длительный срок службы кабельной трассы, снижаются эксплуатационные расходы, что так­же немаловажно для эффективного строительства.
Постоянно развивая новый для отечественного рынка продукт и обладая собственным конструкторским бюро, компания ДКС всегда готова взяться за реализацию слож­ных проектов, требующих доработки имеющейся продук­ции и аксессуаров, или даже разработки уникальных изде­лий. Одним из таких аксессуаров стал ремкомплект. При случайном повреждении трассы из асбестоцемента, необ­ходимо удалить кабель из проблемного участка, заменить отрезок трубы, после чего заново протянуть все кабели. Трассу из пластиковой трубы, можно отремонтировать с помощью ремкомплекта на месте, без демонтажа кабеля.
В начале производства нового для России продукта, ком­пания ДКС столкнулась со сложностями нормативного ха­рактера. Осознавая все преимущества продукции, добить­ся реализации на ней тех или иных проектов было сложно из-за отсутствия разрешительной документации. Проведя огромную работу, специалисты компании совместно с СоюздорНИИ разработали стандарт организации СТО 47022248-0047-2007 описывающий условия размещения пластиковых труб в грунте. Вскоре документ прошёл со­гласование в Федеральном дорожном агентстве (РОСАВ­ТОДОР). В настоящее время, для проектных институтов и монтажных организаций, компания ДКС предлагает пол­ный сборник нормативно-технической документации.
Уже сейчас, по всей стране введено в строй множество объектов, в которых использована двустенная пласти­ковая гофрированная труба от ДКС. Одно из наиболее известных дорожных сооружений – новый мост через Волгу в Ульяновске. Также, знаковыми транспортными объектами являются аэропорт Шереметьево и морской порт в Санкт-Петербурге.


Вернуться к списку публикаций