Интервью с "Лидером России"

20.02.2018

Высокопоставленные чиновники и топ-менеджеры госкорпораций ведут активную борьбу за ценные рабочие кадры, а умение действовать в команде, стратегическое мышление и инновационность сотрудника ценятся превыше его личных связей, статуса и должностного ранга. И это вовсе не утопичные рассуждения человека, не лишенного юношеской наивности, а повествование непосредственного участника событий, победителя всероссийского конкурса "Лидеры России". Этот проект, реализованный по указу президента РФ, многие эксперты окрестили "социальным лифтом" и самым настоящим плацдармом для формирования молодой управленческой элиты России. Кирилл Шугаров, менеджер по отраслевым проектам компании ДКС, поделился своими впечатлениями и рассказал, что его подвигло принять участие в конкурсе, а также какие трудности ему приходилось преодолевать на пути к поставленной цели.

– У многих складывается впечатление, что проект "Лидеры России" это что-то из ряда недосягаемого, куда отбираются только избранные, ну или же вундеркинды. Можешь рассказать немного о себе, почему ты решил принять участие в конкурсе?

– Я не являюсь избранным и уж тем более вундеркиндом. К сожалению, или к счастью, для достижения своих целей приходиться много работать. Например, взять историю с поступлением в университет, когда я провалил вступительные экзамены. Необходимо отметить, что в начале 80-х был бэби-бум, который нашел свое отражение в высоких проходных баллах в начале 2000-х. Вариант учебы на коммерческой основе не подходил, поскольку у родителей не было возможности платить, также отказался от альтернативы поступить в другой ВУЗ. Решил подготовиться и попробовать еще раз, на следующий год. В результате, набрал максимальные баллы и поступил на бюджетное место. Звучит просто, но за этот год была проделана очень большая работа, как по подготовке, так и по противостоянию соблазнам пойти по более легкому пути.

– Значит, ты относишься к той категории людей, кто постоянно работает над собой?

– Если не ставить перед собой каждый раз новую задачу становится очень сложно контролировать свою жизнь. Поэтому относительно своего участия в конкурсе я определился заранее и поставил себе цель: стать лидером нового поколения, тем, кто обладает необходимыми компетенциями и навыками для достижения результатов в современных, быстро изменяющихся, условиях. А этот конкурс как раз предоставляет отличные инструменты – грант на образование и институт наставничества.

– Как отреагировали близкие и коллеги по работе на твое решение?

– Родители, как только узнали о конкурсе, сразу позвонили мне. Я не стал им говорить о том, что уже подал заявку, поскольку не был уверен в хорошем результате. В итоге, они узнали о моем участии по новостям, из сюжета о региональном полуфинале. Их радости не было предела! Самое интересное, что ни близкие, ни коллеги не сомневались в моей победе. Получилось так, что сомнения были только у меня. Поэтому я хочу еще раз поблагодарить их за поддержку, мне она тогда очень помогла.

– Не сомневаюсь, что поддержка близких людей – это мощнейший мотиватор в любом деле. И все же, пройти до финала через все стадии отбора такого масштабного проекта (из почти 200 тыс. участников в финал вышли только 300 человек)… Раскроешь свои козыри?

– Не думаю, что скажу сейчас какие-то особенные вещи. Как в большинстве конкурсов ценятся в человеке разносторонний взгляд, системное мышление, готовность действовать. Помимо этого мне сильно помогло умение вычленить главное из потока информации, чтобы расставить приоритеты, а также умение слушать. Считаю, что это одни из самых важных критериев, по которым можно определить потенциального лидера.

– С какими трудностями пришлось столкнуться? Было такое, что ты понимал: "в эту минуту мне придется перебороть себя, иначе можно ехать домой"?

– Сложности у меня возникли как раз с лидерскими качествами. Дело в том, что я ситуативный лидер, человек, который проявляет лидерские качества только тогда, когда в этом есть крайняя необходимость, если такой необходимости нет - занимаюсь процессами. Благо на полуфинале и в финале было много ситуаций, которые позволили мне раскрыть лидерские качества. Например, умение уступать. Работая в команде, не всегда удавалось прийти, что называется, к общему знаменателю. И тогда я понимал, если я сейчас не уступлю, пускай даже с более весомыми аргументами, команда наша проиграет. Пожалуй, этот шаг мне тогда дался с большим трудом.

– Сложно было находить общий язык с компаньонами? Ведь помимо того, что приходится решать поставленные задачи в короткие сроки, на подсознательном уровне понимаешь, что не все из твоей команды победят.

– Знакомства между новоиспеченными членами команды происходило на повышенных скоростях, вы оценивали, вас оценивали. Слабых в финале не было, все играли свою роль; по сути, нет победителей или проигравших, есть те, кто более подходит под заданные параметры конкурса и те, кто менее подходит. Несмотря на то, что у каждого было собственное мнение, найти общий язык с партнерами не составило труда, ведь у всех финалистов высокие оценки по коммуникациям. В нашей команде к тому же было достаточно комфортно работать, что позволяло каждому раскрыть свои сильные стороны. Наверное, поэтому из восьми человек трое победителей. Это достаточно высокий показатель, учитывая, что всего было тридцать восемь команд.

– Хладнокровие и трезвое мышление в экстренной ситуации можно выработать или же это дано не каждому?

– Хладнокровие – это недостаток, а не преимущество. Для современного лидера гораздо важнее наличие эмоционального интеллекта, то есть способность распознавать и управлять эмоциями других людей и своими собственными. Эмоциональный интеллект и способность принимать решения в условиях дефицита времени и информации можно и нужно развивать.

– Конкурс "Лидеры России" все-таки привлекает массы популярным в современном мире направлением – наставничество. К тому же в роли тьюторов выступают ни кто-нибудь, а ключевые фигуры в политике и бизнесе страны. С кем тебе пришлось поработать в рамках мероприятия?

– С нашей командой работало три наставника: Ярослав Иванович Кузьминов – ректор ВШЭ, Сергей Владиленович Кириенко – первый заместитель руководителя администрации президента и Максим Станиславович Орешкин – министр экономического развития РФ.

– Что запомнилось из общения с наставниками? Были какие-нибудь наставления, ценные советы?

– Запоминающееся наставление было от Сергея Владиленовича Кириенко. В процессе решения очередного кейса и подготовки мероприятий, отвечающих демографическим вызовам страны, мы неосознанно предстали субъектами, а люди, для которых собственно и готовили мероприятия, - объектами, т.е. пассивной стороной (звучали предложения типа переобучить, переселить и т.д.). Сергей Владиленович отметил, что в этой задаче люди также являются субъектами, поскольку без их желания и активного участия ни одно мероприятие мы реализовать не сможем.

– Как проходила подготовка к заданиям? Например, то, что будет в качестве одного из заданий выступление перед учениками школ, вам сообщили заранее. Подобное оповещение происходило перед каждым этапом?

– Подготовка проходила в цейтноте, поскольку программа оценочных мероприятий держится в строжайшем секрете. Единственное задание, о котором нам сообщили заранее – выступление перед учениками школ.

– И как, кстати, прошел открытый урок?

– Урок прошел отлично, остались приятные впечатления. Тема лидерства оказалась очень востребованной. При первой возможности планирую провести подобные уроки для омских школьников.

– Тебе часто приходится выступать перед большой аудиторией? Сталкивался ли ты когда-нибудь с трудностями (боязнь публичных выступлений).

– Когда занимался продвижением двустенных труб приходилось много выступать перед большими аудиториями. Думаю, что именно тогда я окончательно расстался с боязнью публичных выступлений.

– Вернемся к вопросу о критериях отбора со стороны комиссии. Были какие-либо механизмы "аттестации" ответов участников? Например, Виктор Вексельберг упомянул в интервью, что «финалисты "Лидеры России" показали отличные базовые знания, и их ответ полностью укладывается в идеологию, необходимую для решения такого рода задач».

– В финале оценка участников происходила с двух сторон: со стороны профессиональных оценщиков (2-е на каждую команду), которые оценивали процесс выработки и защиты решения и со стороны наставников, которые оценивали эффективность и целесообразность предлагаемых решений.

– Удавалось их как-то провести? Может человек вовсе не лидер, а только делает вид?

– Во-первых, могу с уверенностью сказать, что со стороны оценщиков были опытные эксперты из ведущих консалтинговых компаний. Во-вторых, на решение кейсов давалось очень ограниченное количество времени. И в-третьих, нагрузка была настолько велика, что нужно быть очень хорошим актером, чтобы вживаться в определенные роли за доли секунды и играть ее так, чтобы окружающие тебе поверили. Те, кто пытался выдать себя за другого, раскрывался уже через минуту.

– Люди, которые занимали определенные должности в своей сфере, пользовались приоритетом в диспутах?

– На стадии полуфинала были еще такие люди, кто пытался брать своим авторитетом. В финале же такого не наблюдалось. Наличие опыта в какой-то сфере автоматически становился твоим недостатком в решении кейсов. К примеру, наша команда была очень сбалансировано подобрана и включала в себя людей разных профессий. И когда нам была поставлена задача, относящаяся напрямую к предпринимательской деятельности, двое наших коллег-предпринимателей молчали и давали нам сказать. Они понимали, что их взгляды могут быть зашорены с точки зрения законодательства, организации предпринимательской деятельности и т.д.

– Базовых знаний полученной профессии будет достаточно человеку, который захочет принять участие в следующем году?

– Базовые знания могут быть хорошей основой для подготовки. Необходимо повторить историю, географию, право, статистику, финансовый анализ, знать об актуальных навыках (цифровых) и передовых взглядах в сфере управления и организации.

– В качестве приза в проекте "Лидеры России" получают гранты на обучение. Уже определился с выбором профессии, которую хотел бы освоить или же это будут курсы по повышению квалификации?

– Планирую расти в сфере управления проектами. Данная сфера будет способствовать дальнейшему развитию моих сильных сторон. Окончательное решение по поводу образовательной программы приму после консультации с наставником.

– Кто будет твоим наставником?

– Все финалисты выбрали наставников еще до финала, причем можно было указать несколько. Сейчас наставникам предоставлена полная информация о победителях, и, в ближайшее время, они уже сами определят, с кем они будут в ближайший год работать.

– По каким вопросам можно контактировать с наставником?

– Насколько мне известно, наставники получат рекомендации по развитию победителей, согласно которым они разработают индивидуальную программу действий, план встреч и прочее.

– Возлагаешь надежды на такое "знакомство"?

– Когда у тебя много пробелов и еще больше вопросов, то всегда возлагаешь надежду на более опытного и мудрого. На самом деле, четко осознаю, что сам должен ответить на них. Надеюсь, что наставник поможет расставить акценты и приоритеты в имеющихся вопросах.

– Что бы ты мог посоветовать тем, кто хочет также попробовать себя в этом конкурсе?

– Действовать. Для тех, кто готов, могу составить список литературы по каждой из восьми оцениваемых компетенций.